Психология межличностных отношений 8
Участников: 2
Aist :: Мой работа
Страница 1 из 1
Психология межличностных отношений 8
Социально-психологический климат во многом зависит от совместимости членов коллектива. Групповая совместимость может быть физиологической и психологической. Пример нарушения физиологической совместимости, резко понижающей производительность труда одного человека и при этом приводящей к повышению утомления другого,— когда на распиловку дров ручной пилой в одной паре работников направляют сильного мужчину и болезненного юношу. Однородная (по полу и возрасту) группа может резко ухудшить свой общий результат из-за различной натренированности ее членов. Различие навыков и умений совместно обучающихся или работающих, различная их выносливость, а также разные отношения к учебе или производственной работе приводят к психологической несовместимости. Групповая психологическая совместимость зависит от особенностей личности: психомоторных, эмоционально-волевых, различия восприятий, внимания и, мышления. Но чаще всего — от особенностей характера личности каждого из входящих в группу. Причем их характерологические черты должны быть не тождественными, но обязательно совместимыми. В создании психологического климата большое значение имеет и общественное настроение, также часто зависящее от групповой совместимости (1). Оно непосредственно создает в группе положительный или отрицательный психологический климат. При этом необхо- ---------------------------------------------------------------------- 1. Подробней об этом см.: Парыгин Б. Д. Общественное настроение. М., 1966. ---------------------------------------------------------------------- димо помнить, что групповая совместимость существует не только между учащимися, но и между ними и педагогом (1). Каждый педагог системы профтехобразования должен изучать межличностные отношения учащихся в первую очередь в процессе формирования трудовых, профессиональных отношений. В то же время следует обратить внимание и на межличностные отношения, складывающиеся вне учебной и трудовой деятельности: в кружковой работе, в спорте, в быту, и организуемом неофициальными и официальными группами учащихся отдыхе. Все эти отношения создают психологический фон, который облегчает или отягощает выполнение учебных и производственных работ. Нередко случается так, что почти вся группа дружна, деятельна и оптимистически настроена, а один ее член, только что появившись в группе или находясь в ней малозаметным, обостряет отношения с кем-либо сначала каким-нибудь одним аморальным поступком, а потом начинает грубить и вредить всему коллективу. Такой аффект неадекватности — бурное проявление несовместимости с утратой волевого контроля обычно вызревает постепенно, начиная с замкнутости, отчужденности от коллектива и безразличного, а чаще всего халатного отношения к делу, затем происходит вспышка аффекта неадекватности. Таких людей обычно называют дезорганизаторами, но эта дезорганизация начинается прежде всего с симптомов психологической несовместимости — значит, при умелом управлении учащимися, в частности их межличностными отношениями, дезорганизацию можно предотвратить. Склочник, наушник, ябеда и подстрекатель по характеру несовместим с дружной группой. В этих условиях, под давлением общественных и административных воздействий он будет приглушать и по возможности изживать отрицательные черты характера или уйдет из группы. Но аффект неадекватности может появиться у человека, ранее не проявлявшего отрицательного отношения к группе и к тому делу, которым занимается вместе с товарищами. Почвой для возникновения такого «вывиха» являются противоречия между оценкой «свихнувшегося» человека группой, большинством ее членов и его самооценкой своих индивидуальных достоинств. Чтобы сохранить собственное отношение к себе, он идет на нарушение адекватных отношений с окружающими, чем-то принижающими его личность. Самооценка имеет большое значение в поведении и отношении к группе и к делу. Она зависит от соотношения уровня притязаний и реальных достижений. Чем большего хочет человек и чем меньшего достигает, тем конфликтнее его личность, тем вероятнее возникновение аффекта неадекватности и нарушения групповой совместимости. И, наоборот, чем ниже уровень личных притязаний и чем значительнее достижения, тем больше человек доволен окружающими его людьми и тем делом, которым вместе с ними занимается. ----------------------------------------------------------------------------- 1. Об этом подробней см.: Страхов И. В. Психология педагогического такта. Саратов, 1966; Кузьмина Н. В. Очерки психологии труда учителя. М., 1967; Битуев В. П. Психология взаимоотношений учителя и учащихся. Улан-Уде, 1972. ----------------------------------------------------------------------------- Хорошее знание преподавателем индивидуально-психологических особенностей учащихся, постоянное наблюдение за их межличностными отношениями и вдумчивым использованием психологических закономерностей дадут ему возможность предупреждать появление аффектов неадекватности и последовательно улучшать групповую совместимость учащихся. При этом важно добиваться того, чтобы в учебной группе не было никчемных учащихся. Положение человека удовлетворяет его самого только при том условии, когда оценка его личности в коллективе достаточно высока. Каждый должен быть чем-то ценен и заметен в группе и к тому же иметь какие-то глубокие и устойчивые положительные интересы. Наличие таких интересов несовместимо с аффектом неадекватности. К сожалению, нередко одной из частных причин резкого ухудшения настроения коллектива, приводящего к падению производительности его труда, становятся не только склоки, обычно идущие «снизу», но и непродуманные административные меры, исходящие от руководителей, «сверху» и не получающие поддержки в своих коллективах. Там, где игнорируется коллектив, между ним и руководителем рано или поздно возникнет разрыв. Умение официального руководителя или неофициального лидера группы проанализировать личность каждого члена группы, равно как и структуру группы в целом, взаимоотношения составляющих ее личностей, — основа успеха их руководства коллективом и их психологической совместимости с ним. Руководство коллективом неотрывно от формирования коллектива. Последнее же невозможно вне формирования направленности отдельных членов коллектива. В этой закономерности заключается основная сущность обеспечения групповой совместимости и управления межличностными отношениями в учебной группе.
Виталий Виталиевич- Сообщения : 4
Дата регистрации : 2020-02-13
Re: Психология межличностных отношений 8
Программы и бинокли держат на коленях. Неприлично разглядывать в бинокль окружающих.
Филиппов Ян Андреевич- Сообщения : 6
Дата регистрации : 2020-03-26
Похожие темы
» Психология отношений, Записи в рубрике психология отношений, Дневник Clara C LiveInternet - Российск
» Семейная психология, Психология отношений, Психологические новости, Статьи по психологии
» Материалы по курсу - Психология гендерных отношений - Психология человека 16
» Виды межличностных отношений – тема научной статьи по психологическим наукам читайте бесплатно текст
» Психология объектных отношений
» Семейная психология, Психология отношений, Психологические новости, Статьи по психологии
» Материалы по курсу - Психология гендерных отношений - Психология человека 16
» Виды межличностных отношений – тема научной статьи по психологическим наукам читайте бесплатно текст
» Психология объектных отношений
Aist :: Мой работа
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения